Тормозная система – один из важнейших элементов безопасности любого автомобиля․ Со временем, в тормозную систему может попадать воздух, что снижает её эффективность и увеличивает тормозной путь․ Прокачка тормозов позволяет удалить этот воздух и восстановить оптимальную работоспособность тормозной системы․ Особенно важно знать, как правильно прокачивать тормоза на автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой (ABS), так как этот процесс имеет свои нюансы и требует соблюдения определенных правил․ В этой статье мы подробно рассмотрим процесс прокачки тормозов на автомобилях с ABS, чтобы вы могли безопасно и эффективно выполнить эту процедуру․

Когда необходимо прокачивать тормоза?

Существует несколько признаков, указывающих на необходимость прокачки тормозной системы:

  • Увеличенный ход педали тормоза: Если педаль тормоза стала «мягкой» и требует большего усилия для остановки автомобиля․
  • Снижение эффективности торможения: Если автомобиль хуже тормозит или тормозной путь увеличился․
  • Попадание воздуха в тормозную систему: Например, после замены тормозных шлангов или цилиндров․
  • Замена тормозной жидкости: Прокачка тормозов является обязательной процедурой после замены тормозной жидкости․

Подготовка к прокачке тормозов

Перед началом работы необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  1. Тормозная жидкость (рекомендованная производителем автомобиля)․
  2. Прозрачный шланг (диаметром, подходящим к штуцеру прокачки)․
  3. Емкость для слива старой тормозной жидкости․
  4. Ключ для штуцеров прокачки (обычно рожковый или накидной)․
  5. Помощник (желательно, но можно использовать специальные приспособления для прокачки)․
  6. Перчатки и защитные очки․

Процесс прокачки тормозов с ABS (общий метод)

Важно! Убедитесь, что двигатель автомобиля выключен во время прокачки․ Некоторые автомобили требуют включения зажигания (без запуска двигателя) для активации ABS․ Проверьте руководство по эксплуатации вашего автомобиля․

Пошаговая инструкция:

  1. Найдите штуцеры прокачки: Они расположены на каждом тормозном суппорте (или тормозном цилиндре на задней оси)․
  2. Откройте бачок тормозной жидкости: Убедитесь, что уровень тормозной жидкости в бачке достаточен и не опускается ниже минимальной отметки во время прокачки․
  3. Подсоедините шланг: Наденьте один конец прозрачного шланга на штуцер прокачки, а другой конец опустите в емкость для слива․
  4. Помощник нажимает на педаль тормоза: Попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза и удерживать ее в нажатом положении․
  5. Откройте штуцер прокачки: Медленно откройте штуцер прокачки примерно на четверть оборота․ Вы увидите, как старая тормозная жидкость и воздух начнут выходить по шлангу в емкость․
  6. Закройте штуцер прокачки: Когда поток жидкости станет ровным и без пузырьков воздуха, закройте штуцер прокачки, не отпуская педаль тормоза․
  7. Повторите процедуру: Повторите шаги 4-6 несколько раз для каждого тормозного суппорта, пока из шланга не перестанет выходить воздух․
  8. Следите за уровнем жидкости: Постоянно следите за уровнем тормозной жидкости в бачке и доливайте ее по мере необходимости․
  9. Порядок прокачки: Обычно прокачку начинают с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса и заканчивают самым ближним․ Типичный порядок: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее․

Сравнение методов прокачки

Параметр Традиционный метод (с помощником) Метод с вакуумным насосом
Необходимость помощника Да Нет
Скорость прокачки Средняя Высокая
Стоимость оборудования Низкая (только шланг и емкость) Высокая (необходим вакуумный насос)
Удобство Требует координации с помощником Более удобно для одного человека

Особенности прокачки тормозов с ABS

В некоторых случаях, после попадания воздуха в блок ABS, может потребоваться специальная процедура прокачки с использованием диагностического оборудования (сканера)․ Это связано с тем, что воздух может застрять внутри блока ABS и его сложно удалить обычным способом․ Если после прокачки тормозов описанным выше методом проблема не исчезла, обратитесь к специалисту․

FAQ

Что делать, если педаль тормоза все равно «мягкая» после прокачки?

Возможно, в системе все еще остался воздух․ Повторите процедуру прокачки еще раз․ Также убедитесь в отсутствии утечек тормозной жидкости․

Как часто нужно прокачивать тормоза?

Прокачку тормозов рекомендуется проводить при каждой замене тормозной жидкости, а также при появлении признаков неисправности тормозной системы․

Можно ли использовать тормозную жидкость разных типов?

Ни в коем случае! Используйте только тормозную жидкость, рекомендованную производителем вашего автомобиля․ Смешивание разных типов тормозных жидкостей может привести к повреждению тормозной системы․

Что делать, если штуцер прокачки заржавел и не откручивается?

Попробуйте обработать штуцер проникающей смазкой (например, WD-40) и дать ему время, чтобы пропитаться․ Если это не поможет, аккуратно нагрейте штуцер строительным феном․ Если и это не помогло, лучше обратиться к специалисту, чтобы не повредить суппорт․