Дизельный двигатель – это тип двигателя внутреннего сгорания, который использует воспламенение топлива за счет высокой температуры сжатого воздуха. Он является мощным и экономичным агрегатом, широко применяемым в грузовых автомобилях, автобусах, строительной технике и даже легковых автомобилях. В отличие от бензиновых двигателей, дизельные не нуждаются в системе зажигания, что делает их конструкцию несколько проще и надежнее. Рассмотрим подробнее устройство дизельного двигателя и его ключевые отличия от бензинового.

Устройство дизельного двигателя

Основные компоненты дизельного двигателя:

  • Блок цилиндров: Основа двигателя, в которой располагаются цилиндры.
  • Поршни: Двигаются внутри цилиндров, преобразуя энергию сгорания топлива в механическую работу.
  • Шатуны: Соединяют поршни с коленчатым валом.
  • Коленчатый вал: Преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное.
  • Головка блока цилиндров: Закрывает цилиндры сверху и содержит впускные и выпускные клапаны.
  • Впускные и выпускные клапаны: Регулируют поступление воздуха в цилиндры и выпуск отработанных газов.
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД): Подает топливо под высоким давлением в форсунки.
  • Форсунки: Распыляют топливо в цилиндры.
  • Система турбонаддува (опционально): Увеличивает мощность двигателя за счет подачи большего количества воздуха в цилиндры.

Принцип работы дизельного двигателя

  1. Впуск: Поршень движется вниз, в цилиндр засасывается только воздух (без топлива).
  2. Сжатие: Поршень движется вверх, сжимая воздух до очень высокой температуры (около 700-900°C).
  3. Впрыск: Форсунка впрыскивает топливо под высоким давлением в горячий воздух. Топливо самовоспламеняется из-за высокой температуры.
  4. Сгорание и расширение: Горящие газы толкают поршень вниз, совершая полезную работу.
  5. Выпуск: Поршень движется вверх, выталкивая отработанные газы через выпускной клапан.

Различия в системе зажигания

Ключевое отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в отсутствии системы зажигания (свечей зажигания). Воспламенение топлива происходит за счет самовоспламенения при высокой температуре сжатого воздуха.

Сравнение дизельного и бензинового двигателей

Характеристика Дизельный двигатель Бензиновый двигатель
Принцип воспламенения Самовоспламенение от сжатия Принудительное зажигание (свечи)
Степень сжатия Высокая (14:1 ─ 25:1) Низкая (8:1 ‒ 12:1)
Экономичность Выше Ниже
Мощность (крутящий момент) Выше на низких оборотах Выше на высоких оборотах
Уровень шума Выше Ниже
Стоимость обслуживания Обычно выше Обычно ниже

Преимущества и недостатки дизельных двигателей

Преимущества:

  • Высокая топливная экономичность.
  • Большой крутящий момент на низких оборотах.
  • Больший ресурс по сравнению с бензиновыми двигателями.

Недостатки:

  • Более высокая стоимость.
  • Повышенный уровень шума.
  • Более высокие требования к качеству топлива.
  • Более сложный ремонт и обслуживание.

FAQ

Что такое ТНВД?

ТНВД (топливный насос высокого давления) ‒ это устройство, которое обеспечивает подачу топлива под высоким давлением в форсунки дизельного двигателя.

Почему дизельный двигатель более экономичный?

Дизельный двигатель более экономичный, потому что дизельное топливо имеет более высокую плотность энергии, а также благодаря более высокому коэффициенту полезного действия (КПД) дизельного двигателя.

Что такое турбонаддув в дизельном двигателе?

Турбонаддув – это система, которая использует энергию выхлопных газов для подачи большего количества воздуха в цилиндры двигателя, что позволяет увеличить его мощность;